Программа развития по профильному обучению

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

 

«СИСТЕМНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ПРИ ВВЕДЕНИИ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ»

 

Современная ситуация развития образования складывается таким образом, что выпускники средней школы должны обладать высоким уровнем знаний, позволяющим им и успешно закончить школу, и продолжить своё образование по избранным направлениям. Важным является то, что итоговый выпускной экзамен (ЕГЭ – с 2009 года – обязателен для всех выпускников РФ) является одновременно и вступительным в вуз.

В МОУ сш № 94 выпускники (100 %) ориентированы на поступление в высшие учебные заведения, на получение образования повышенного уровня. Образовательная среда МОУ сш № 94 способствует интеллектуальному, нравственному, творческому развитию обучающихся. С 5-го класса учащиеся изучают программы углублённого уровня по русскому языку и изобразительному искусству. Учащиеся старшей школы проявляют активный интерес к профильным курсам, участию в олимпиадах, конкурсной, исследовательской и проектной деятельности: высокая результативность участия в олимпиадах, конкурсах, конференциях, (2000 единиц участия в год, победы в конкурсах различной направленности и уровней). Учащиеся показывают высокую мотивацию к обучению. Предпрофильная подготовка с 9-го класса уже на период окончания учеником второй ступени обучения позволяет наметить направление его дальнейшего профессионально-личностного развития.

Однако при достаточно хороших результатах учебной деятельности в целом (средний балл по ЕГЭ: русский язык 4,3; математика – 4,1) отмечается недостаточно высокий показатель индивидуальных баллов по обязательным и выбранным предметам.

В этой связи педагогический коллектив школы считает, что необходимо разрешить проблему обеспечения высокого уровня индивидуальной подготовки каждого обучающегося (высокий балл выпускников по обязательным и выбранным предметам), а также способствовать более точному выбору обучающимися своей образовательной траектории в ОУ. Учитывая опыт образовательного учреждения в обеспечении индивидуальной траектории развития учащихся и наличие внутренних ресурсов ОУ, педагогический коллектив рассмотрел возможные варианты подготовки выпускников по обязательным и выбранным предметам и пришел к выводу, что необходимо создать систему, обеспечивающую должный уровень подготовки выпускников.

В современной педагогической практике профильное обучение является «средством дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющим за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования» (Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования - приказ Министерства образования РФ от 18.07.2002 № 2783). Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года на старшей ступени общего образования предусматривает введение профильного обучения (распоряжение Правительства РФ от 29.12.2001 № 1756-р).

Учитывая это, педагогический коллектив МОУ сш № 94 принял решение введения профильного обучения на старшей ступени общего образования, что требует осуществления системных изменений в ОУ.

 

1. Краткое описание программы.

Актуальность программы обусловлена назревшей необходимостью разрешения проблемы обеспечения высокого индивидуального уровня выпускников школы по обязательным и выбранным предметам. Средством разрешения данной проблемы служит введение профильного обучения, требующее системных изменений в образовательном учреждении.

Данная программа позволяет в МОУ сш № 94 поэтапно с 2009 по 2012 гг. подготовить и осуществить ключевые общесистемные изменения по направлениям (организационно-экономические; нормативно-правовые; система управления; кадровое обеспечение; содержание и технологии образовательно-воспитательных процессов; комфортность образовательной среды и здоровьесбережение) с целью перехода общеобразовательной школы с углубленным изучением отдельных предметов на профильное обучение по четырем профилям: филологический, социально-гуманитарный, социально-экономический, художественный.

Основными критериями в выборе профиля является его востребованность и преемственность (опора на предыдущий опыт образовательного учреждения и его ресурсы). В школе педагоги и учащиеся с 1-го класса имеют положительный опыт в проектировании и реализации индивидуальной образовательной траектории каждого ученика, т.к. все учащиеся образовательного учреждения получают дополнительное образование в сфере искусства (в МОУ ДОД ДШИ «Лицей искусств» - музыкальное, хореографическое, художественное, театральное). Такое обучение с первого класса предполагает индивидуальные, групповые и коллективно-творческие формы занятий.

Ожидаемый результат реализации программы: создание такой системы взаимодействия компонентов образовательной среды, которая обеспечит создание реализацию профильного обучения в старшей школе, то есть:

- учащиеся старшей школы получат то содержание образования и личностно-профессиональное развитие, которое позволит им осуществить осознанный, ответственный и обоснованный выбор;

- учителя школы получат большую возможность профессионального развития и реализации своих творческих педагогических замыслов;

- родители учащихся наиболее полно смогут участвовать в выборе образовательной траектории детей.

Ключевым критерием реализации программы является системная перестройка образовательного учреждения, обеспечивающая профильное обучение учащихся старшей школы.

 

 2. Цели разработки программы.

2.1. Основная цель программы.

Разработать поэтапный комплекс мероприятий, направленный на системные изменения по предоставлению обучающимся возможности профильного обучения в старшей школе МОУ сш № 94, позволяющего выпускникам спроектировать свое будущее и сформировать необходимые ресурсы (образовательные, психолого-педагогические) для осуществления осознанного профессионального выбора.

 

2.2. Специфические цели программы.

Достижение основной цели предполагает:

1.      Разработать комплекс мероприятий по нормативному, организационному, кадровому, содержательно-методическому, финансовому, материально-техническому, психолого-педагогическому обеспечению перехода на профильное образование на старшей ступени обучения в нашей школе.

2.      Определить модель и процедуру реализации системных изменений, связанных с переходом к  профильному обучению в старшей школе.

3.      Разработать систему общешкольных и индивидуальных критериев и параметров эффективности профильного обучения в форме мониторинга и контроля.

 

 

 3.      Задачи программы и виды выполняемых работ.

Исследовательские задачиПреобразующие задачи
1. Теоретическое изучение нормативных документов, регламентирующих образовательный процесс на старшей ступени образования при переходе на профильное обучение1.1. Разработать пакет нормативных документов, обеспечивающих профильное обучение в МОУ № 94.
 
2. Анализ запросов социальной среды, опыта и результатов педагогической практики реализации профильного обучения в других школах.2.1. Определить и разработать направления и модель профильного образования в условиях ОУ.
 
3. Анализ кадровых ресурсов ОУ по реализации профильного обучения.
 
3.1. Разработать программу повышения квалификации кадров по реализации профильного обучения с использованием внешних и внутренних ресурсов.
3.2. Разработать систему мотивирования и стимулирования педагогов профильной школы.
3.3. Провести педагогический совет по проблеме профильного обучения.
4. Анализ организационно-методических ресурсов ОУ по реализации профильного обучения.
 
4.1. Разработать структуру и определить содержание деятельности методической службы по обеспечению профильного обучения
4.2. Разработать план деятельности по обеспечению методическими материалами профильной школы.
5. Анализ материальных ресурсов ОУ по реализации профильного обучения.5.1. Разработать план и смету по использованию и модернизации материальных ресурсов.
6. Анализ психолого-педагогической готовности всех участников образовательного процесса к переходу к профильному обучению в ОУ.
 
6.1. Разработать программу психолого-педагогического сопровождения профильного обучения с учётом актуального уровня готовности к переходу на профильное обучение.
6.2. Определить основные воспитывающие мероприятия, связанные с переходом к профильной старшей школе.

4. Предполагаемые ключевые общесистемные изменения:

 

  • нормативно-правовые;

1. Разработка Положения о профильном обучении в МОУ сш № 94.

2. Формирование Учебного плана старшей ступени обучения.

  • организационно-экономические;

1. Реализация Учебного плана школы.

2. Внесение изменений в организацию образовательного процесса, переход от классной к поточно-групповой форме.

3. Экономические, позволяющие аккумулировать и распределить средства для обеспечения финансирования реализации профильного обучения.

  • система управления;

1. Определение роли общественной составляющей.

2. Формирование системы кураторства, тьюторства.

3. Расширение функций Методических объединений.

4. Возрастание роли временных творческих коллективов и проектных групп.

  • кадровое обеспечение;

1.      Повышения уровня квалификации  педагогов по программам КПК профильного обучения.

2.      Подготовка педагогов к владению ими современными педагогическими технологиями.

3.      Психолого-педагогическая подготовка педагогов, обеспечивающая эффективную позицию педагога профильного обучения.

  • содержание и технологии образовательно-воспитательных процессов;

1. Формирование избыточного перечня элективных курсов.

2. Учебные практики, проекты, исследовательская деятельность уч-ся.

  • обеспечение здоровьесберегающей комфортной образовательной среды

1. Психолого-педагогического сопровождение профильного обучения.

2. Организация разъяснительной работы с учащимися и их родителями о разделении ответственности между ними и образовательным учреждением за выбор и качество образовательного процесса в условиях профильного обучения.

3. Обеспечение преемственности средней и старшей ступени обучения. 

 

5. Расходы на реализацию программы (предполагаемые источники).

Основные направления расходов.

1.      Модернизация материально-технической базы (парк ПК, мультимедиа средства)

2.      Совершенствование методической базы – библиотека, медиатека, методические пособия.

3.      Средства на оплату труда работников, педагогов, в том числе, преподавателей вузов, участвующих в инновационном процессе.

4.      Средства продвижение результатов внедрения профильного обучения (издательские расходы: публикация методических пособий, сборников работ учащихся; семинары, конференции)

Источники финансирования – бюджетные и внебюджетные средства.

 

6. Результаты реализации программы.

6.1. Основные результаты программы.

1. Завершено формирование модели внутришкольного профильного обучения в МОУ и создана нормативно-правовая база, сформирован Учебный план профильной школы, обеспечивающий реализацию не менее 3-х профилей (филологический, социально-гуманитарный, социально-экономический, художественный).

2. Обеспечена методическая база: программы элективных курсов, методические разработки, рекомендации, система повышение квалификации кадров.

3. Отработан механизм финансирования профильного обучения.

4. Определено участие общественности в реализации профильного обучения  (коллектив родителей, школьное самоуправление).

5. Обеспечены условия для личностно-профессионального развития и сохранения психологического здоровья обучающихся в ходе реализации программы психолого-педагогического сопровождения; созданы воспитывающие условия для интеллектуального, социального, творческого самовыражения  обучающихся, их социализации.

6.  Определена комплексная система мониторинга профильного обучения, включающая в себя мониторинг учебной деятельности обучающихся, психолого-педагогический мониторинг участников образовательного процесса (личностно-психологический (психологические аспекты) и социально-педагогический (воспитательные аспекты)), социальный мониторинг удовлетворённости заказчиков в предоставляемых услугах.

 

6.2. Потенциальные возможности распространения результатов.

- электронная и печатная публикация материалов (управленческих, методических, психолого-педагогических), полученных в ходе реализации профильного образования; размещение материалов на сайте МОУ сш № 94;

- участие в конференциях, семинарах по обсуждению результатов реализации профильного обучения, организуемых, в том числе, и на базе ОУ.

 

7. Основные этапы реализации проекта.

Содержание деятельностиОсновной результат
Подготовительно-проектировочный этап 2009 г.  
1Организационно-управленческаяВнесение изменений в деятельность управленческих структур, перераспределение должностных обязанностей
2Аналитико-нормативная деятельностьОпределение модели профильной школы
Пакет нормативных документов
3Подготовка кадров, сбор информации от учащихся и родителей по профильным предпочтениямФормирование группы педагогических кадров, готовых реализовывать цели профильной школы.
Анализ и учет в выборе модели профильной школы пожеланий участников ОП
4Разработка программ сопровождения (мониторинг, воспитательные программы)-Программа мониторинга ОП
-Программы психолого-педагогического сопровождения
-Воспитательные программы
-Программы взаимодействия с внешними партнерами
5Формирование методической базыУчебные программы. Программы элективных, углубленных курсов. Методические разработки и рекомендации, планы МО
6Анализ и подготовка материально-технической базыПлан и смета финансирования профильного обучения и модернизации материально-технической базы.
Внедренческий этап  20010 - 2011 г.  
7Мотивационно-информационнаяПринятие коллективом обучающихся, их родителей, учителями целей и задач профильного обучения. Обеспечение преемственности средней и старшей профильной школы
8Организационно-методическаяКурсы повышения квалификации 70 % педагогов старшей школы по программам профильного обучения.Эффективная работа школьной методической службы по направлению
9Укрепление и модернизация материальной базыОбновление оборудования спецкабинетов и лабораторий.
Реализационный этап  2012 г.  
10Анализ предыдущих этапов и отработка системы управления образовательным процессом профильной школы.Аналитический отчет и публичный доклад по результатам реализации первого и второго этапов проекта
 Совершенствование методической базыПрограммы элективных курсов, методические разработки, методические семинары. Участие во внутренних и внешних конкурсах педагогов.
 Мотивационно-информационная деятельностьИтоговый круглый стол, объединяющий всех представителей участников образовательного процесса профильной школы.

 8. Общие требования к выполнению программы.

8.1. Мониторинг системных изменений.

Мониторинг осуществляется согласно этапам проекта:

Задачи мониторинга: непрерывное наблюдение за процессом реализации этапов программы; своевременное выявление изменений в соответствии с планом структурных преобразований, происходящих в образовательном процессе, и их вызывающих факторов; предупреждение негативных отклонений  в реализации плана; осуществление краткосрочного прогнозирования развития важнейших процессов на уровне образовательного учреждения; оценка эффективности и полноты реализации нормативно-правового, организационно-управленческого, кадрового, методического, психолого-педагогического  обеспечения введения профильного обучения.

Уровни осуществления: индивидуальный, персональный; внутришкольный; муниципальный, федеральный.

 

 8.2. Контроль качества полученных результатов.

Содержание деятельности и
предполагаемый  результат
Критерии и показатели
Организационно-управленческая:
Определение модели профильной школы
Формирование пакета нормативно-правовых документов
Внесение изменений в деятельность управленческих структур, перераспределение должностных обязанностей
Наличие модели профильной школы, включающей 4 профиля.
Утверждённый пакет нормативно-правовых документов.
Наличие управленческой команды. Документация управленческой деятельности.
Анализ и подготовка материально-технической базы:
Финансирование предполагаемых расходов на профильное обучение.
Обновление материально-технической и методической базы ОУ.
Смета и план её реализации.
Финансовые документы, их исполнение.
Обеспеченность профильных классов и педагогов техникой и методическими материалами.
Подготовка кадров, сбор информации от учащихся и родителей по профильным предпочтениям:
Формирование группы педагогических кадров, готовых реализовывать цели профильной школы.
Анализ и учет в выборе модели профильной школы пожеланий участников ОП
Готовность педколлектива к реализации профильного обучения.
Программ подготовки педкадров и анализ их реализации.
Удовлетворенность субъектов ОП реализацией профильного обучения.
Разработка программ сопровождения (мониторинг, воспитательные программы) и обеспечения  здоровьесберегающей комфортной среды.
 
Анализ программ и отчетов по направлениям:
-Мониторинга образовательного процесса
-Психолого-педагогическое сопровождение
-Воспитательная работа
-Взаимодействие с внешними партнерами
Формирование методической базы
Учебные программы
Программы элективных, углубленных курсов,
Методические разработки и рекомендации, планы МО
Наличие и анализ УМК по профилям.
Удовлетворенность и востребованность профилей.
Планы и отчеты заседаний МО, методические разработки.
Мотивационно-информационная:
Принятие коллективом обучающихся, их родителей, учителями целей и задач профильного обучения
 
Удовлетворенность субъектов ОП реализацией профильного обучения.