Посвящение в старшеклассники

Педагог-психолог МОУ средней школы №94 Азарова С.Г.
Психолог на общешкольных воспитательных мероприятиях: посвящение в старшеклассники

 

  Важной задачами школьной психологической службы являются способствованию созданию условий для оптимальной адаптации обучающихся, в том числе и при переходе с одной ступени обучения на другую, внедрение общих психолого-педагогических подходов в школьную жизнь. Поэтому психологу необходимо взаимодействовать со всеми участниками образовательного процесса, использовать разнообразные ресурсы школьных мероприятий, в том числе и воспитательных. 

  На протяжении практически всего существования школы старшеклассники занимали в ней особое место. Учащиеся 10 - 11 классов имеют статус в школе любого типа: учащиеся старшей школы, или старшеклассники. Традиционно переход из одного статуса в другой исторически в обществе сопровождается процедурой определенной «инициации», посвящения. С точки зрения психологической теории и практики данная процедура имеет цель «закрыть» гештальт, подвести итоги предыдущего периода жизни в определённом социальном статусе, открыть путь новым изменениям, существованию по новым правилам, с новыми видами ответственности, принять новый социально-психологический статус. Наиболее традиционное и известное мероприятие среди учащейся молодёжи – посвящение в студенты.

  В истории образовательного комплекса МОУ сш № 94 г.о. Тольятти и Детской школой искусств «Лицей искусств» есть традиция с его основания – отмечать 19 октября День лицея, в рамках которого происходят посвящения первоклассников в лицеисты, а на отделения школы искусств – посвящение в музыканты, художники, хореографы, театралы. И вот уже в течение 3-х лет складывается традиция: учеников 10-х классов в этот день посвящать в старшеклассники. Это мероприятие проводят выпускники-старшеклассники, которые участвуют в подготовке этого мероприятия, а также к участию привлекаются выпускники прошлых лет, учителя и ученики младших классов. Поэтому данное мероприятие имеет цель в несколько шутливо-оптимистичной манере, но в условиях торжественного посвящения провести старшеклассников через определённые испытания, ввести их в новый статус. В процессе подготовки мероприятия мы решаем ряд задач: формируем на добровольной основе и обучаем группу ведущих их одиннадцатого класса, готовим группу учителей, раздаточный материал для «станций», символику для команд. Каждое испытание имеет психолого-педагогический смысл. 

  Процедура посвящения представляет собой открывающий этап в виде линейки, далее группы десятиклассников делятся на 6 подгрупп и выполняют процедуру прохождения по станциям по принципу «вертушки» одновременно. Десятиклассники в малых группах, совместно помогая друг другу, выполняют задания на 6-ти станциях. Обычно посвящение проводится в спортивном зале. У каждой группы есть свой флаг (с квадратом определенного цвета). Во время прохождения станций группы обязаны беречь свой флаг. Каждая станция также имеет свой цвет, как и на каждом флаге. Именно по совпадению цвета на флаге и на станции определяется, на какую станцию сначала пойдут участники. Далее они передвигаются по часовой стрелке. Задания на станциях имеют определенный психолого-педагогический смысл. 

  1-ая станция - Кемпинг «Обратная связь, или есть контакт» имеет цель дать возможность ученикам взглянуть на себя, свои немотивированные действия в учебе со стороны, то есть старшеклассникам надо установить контакт с людьми, мотивированными на другую цель. На станции принимаю участие учителя, которые разыгрывают учеников, не имеющих интереса к учебе. На этой станции участникам дается задание: «Перед вами группа учащихся старшей школы. Необходимо этих «учеников» убедить выучить одно из стихотворений к Новому году, по возможности, разучить стихотворение:Дети водят хоровод, Хлопают в ладоши. Здравствуй, здравствуй. Новый год! Ты такой хороший (Т. Мельникова).

  Обычно учителя, изображающие учеников, создают различные собирательные образы мало мотивированных к учебе старшеклассников: это и ученики, которые любят слушать музыку в телефоне, играть в мяч вместо другого урока. Когда учителя «играют» на этой станции, могут ответить отказом на просьбу десятиклассников, работающих: «это трудно», «мы это не проходили», «а мы литературу не сдаем» и др. Эта станция заставляет, кого-то из участников впервые, кого-то очередной раз подумать о том, что научить немотивированного трудно, а порой и невозможно. Поэтому желание учиться, а также принимать правила поведения школьников на уроках надо принять как шаг осознанный. Некоторым учащимся эта станция эта станция позволяет взглянуть на себя со стороны: однажды один из учеников воскликнул: «Теперь я понимаю! Я узнаю себя. Как мне стыдно!».

  2-ая станция - Привал «Советы бывалых» ведут выпускники прошлых лет и отвечают на вопросы старшеклассниках об этапах экзаменов, поступления в вузы, студенческой жизни. Задача десятиклассников - получить информацию от выпускников об испытаниях и условиях обучения в вузах. Обычно ученики школ хорошо знакомы с выпускниками, доверяют им, задают много вопросов, а выпускники, теперь уже студенты вузов, дают им свои наставления, опираясь на собственный опыт. Выпускникам дается задача действительно направить учеников на учебу, поделиться успехами и промахами в их школьной жизни.

  3-я станция - «Дорога жизни». Цель – осознать свои страхи, проблемы и определить пути их преодоления. Во время пребывания на этой сложной по своим психологическим задачам станции сначала участники выполняют задания первого этапа: написать на бумажных треугольниках страхи, опасения, препятствия и расположить их вдоль двух параллельных скамеек (Каньон «Бездна ужасов») «Пропасть страхов», «Овраг ошибок», «Стена плача», «Скала непонимания». Затем, задания второго этапа: на прямоугольниках написать как можно больше ресурсов для преодоления страхов, тревог, чтобы сложить «мостик» из надписей и перейти на другую сторону «каньона». Следующим этапом мы складываем из этих ресурсов «Дорогу жизни». Чем больше ресурсов, тем устойчивей и надежней дорога над пропастью. Вся команда «переправляется» на другую сторону «каньона». При анализе продуктов деятельности участников 2011 на данной станции мы смогли выявить у учеников старших классов следующие страхи и опасения. Всего участники – 72 человека, дали 102 ответа, среди которых можно выделить следующие группы: страхи детские (темноты, пауков, насекомых, высоты, глубины, паранормальных явлений, уколов, врачей, падений; страхов, связанных с переживанием отдельных эмоций и чувств как моральных ценностей: лень, гнев, гордыня, жадность, зависть, злоба, ненависть, неверие, депрессия; школьные страхи - быть двоечником, страх конкретных учителей, плохие оценки, маленькие перемены, страх перед определенными предметами (математика, физика, химия, биология), нехватка времени; страхи, связанные с окончанием школы и дальнейшим профессиональных развитием: «ЕГЭ», «не поступить в университет», «страшит будущее», «не поступить на бюджет», «неопределенность»; социально-психологические переживания «одиночество», «непонимание», «непонимание родителей», «взаимоотношения (ссоры)», «не оправдать надежды своих близких», «неблагополучие людей», «недоверие», «потери друзей и близких», «предательство», «тупые люди»; страхи, связанные со смыслом жизни, вопросами Я-концепции, с проблемами здоровья, жизни и смерти: «неудачи», «смерть», «болезнь», «неуверенность», «потеря», «просчеты», «пустота», «стать инвалидом».

  При анализе тех ресурсов, которые обозначили десятиклассники в работе на данном острове, обращает на себя внимание то, что ученики назвали 71 наименование ресурса и 194 единицы ресурсов. Самые важные для них оказались: друзья (13 %), родители, родственники, (семья) 10 %), любовь (5 %), дом, здоровье. Для старшеклассников ресурсом явилась школа, знания, учителя, литература, книги, опыт, ум, разум, мозг, логика, интеллект, умения в различных сферах. Творчество так же было отмечено в качестве ресурсов многими учениками: музыка, творчество, гармония, природа, красота, пение, танцы, театр и другие любимые творческие дела. Для кого-то важным источником силы служат другие люди и их внимание, для кого-то личностные позитивные черты и другие люди, а также взаимоотношения с другими людьми: вера в себя, улыбки других, позитивное отношение к миру, любовь к жизни др.

  На 4-ой станции - Вокзал «Дяденька, достань воробушка». в заданиях участвуют учащиеся начальной школы. Цель: дать почувствовать старшеклассникам их ответственность перед младшими учащимися. Обратить внимание старшеклассников на младшее поколение и порядок в школе. На станции дается следующая инструкция: «Перед вами группа учеников начальной школы. Задание: 1 задание – заметь, что не так (у мальчика «свежая ссадина» на лбу, у второго – развязаны шнурки, у девочки – расплелась косичка, у мальчика выправлена рубашка, у девочки жилетка застегнута неверно). 2 задание – помоги (что делать с этими детьми)?; 3 задание – развлеки (проведи очень короткую игру: скороговорку, подвижную, интеллектуальную). Наиболее важным является на станции то, что учащиеся различных возрастов взаимодействуют с друг с другом.

  5-ая станция - Мои дела и идеи – любимой школе. Цель - направить старшеклассников на инициативное решение школьных проблем. Методы работы: групповое творчество учащихся, что способствует сплочению нового коллектива учащихся. Задания дается группам на выбор: команды вытягивают задания, задания после их выполнения возвращаются в жребий: 1) Листовка: «Мы – за чистую обувь», 2) Реклама: «Школьная деловая одежда», 3) Самопрезентация «Мы – надежные, деловые, инициативные», 4) Аукцион идей: представить и защитить две полезные идеи для школы», 5) Разминка для старшеклассника: комплекс из 3-х упражнений для старшеклассника, 6) Речёвка для старшеклассников. Как правило, продукты деятельности вывешиваются на классных стендах.

  6-ая станция - Привокзальная площадь «Наши ценности, наши воспоминания». Цель - групповое творческое сплочение старшеклассников. Группе дается, на их выбор, два слова из следующего набора «Дружба», «Любовь», «Благодарность», «Благородство», «Созидание», «Творчество», «Целеустремленность», «Трудолюбие», «Радость», «Победа». Необходимо создать «скульптурную композицию», которая запечатлевается на фотоаппарат.

  По окончании прохождения станций все участники относят свои «знамёна» к штабу и становятся в круг. Последний этап – круг – объединяет всех старшеклассников в единый коллектив. Для завершающего ритуала просим всех выстроится одну линию посередине зала. Клятва старшеклассника произносится торжественно: Я, старшеклассник школы № 94, ясно осознавая всю свою ответственность как ученика старшей школы, торжественно клянусь: - всегда проявлять творческую инициативу во всех школьных делах и начинаниях – клянусь; - никогда не останавливаться на достигнутом, постоянно пополнять свои знания – клянусь; - всегда с уважением и пониманием относиться к старшим, заботиться и помогать младшим – клянусь; - быть всегда честным и принципиальным, гуманным и справедливым – клянусь; - преумножать достижения родной школы, беречь её честь – клянусь. В это время разворачивается зеленая лента перед ногами шеренги. Символическое перешагивание шеренги старшеклассников через зелёную ленту означает вступание в зрелость, надежды, оптимизм и «зелёный свет». Эта зеленая лента символизирует зелёный свет в жизни. Вы переступите через неё, оставляя позади зеленое детство, забирая из него самое лучшее, самое светлое, что поможет вам в дальнейшей жизни. Чтобы таинство посвящения завершилось, необходимо все вместе, одновременно, дружно переступить через ленту на громкий удар барабана. Готовы?» Все учащиеся переступают ленту: 

  В процессе перешагивания учеников через ленту можно диагностировать некоторые особенности их отношения к взрослению. Так некоторые ученики стремятся быстрее перешагнуть ленту, или делают это в пробном варианте до того, как прозвучит призыв перешагнуть её. Наблюдаются и те школьники, которые перешагивают её с опаской, осторожность, самые последние. Возможно, у них не наступил момент личностной зрелости, готовности психологического перехода из детства-подростничества в юность. На них в дальнейшем обращается внимание, отслеживается процесс их адаптации в старшей школе.

  Таким образом, подобные воспитательные мероприятия, носящие социально-психологические задачи, позволяют более глубоко и широко использовать общешкольные детские мероприятия для создания условий адаптации учащихся, психологизации образовательной среды школы в целом.