Педагогическим работникам

По данным института возрастной физиологии, чем младше современные школьники, тем раньше они начали пользоваться компьютером: 9-10-летние впервые сели за компьютер в 7-8 лет, а 7-8-летние – в 5-6 лет. Количество времени, проводимое ежедневно подростками за компьютером достигает 1-3 часов (65,61% исследуемых). В части использования сети Интернет, исследования института показывают, что 72% школьников предпочитают общение в интернете, 51% - поиск информации, 24% - выполнение учебных заданий, 52% - прослушивание музыки, 26% - просмотр фильмов.

В то же время российские школьники очень часто пользуются Интернетом без всякого контроля со стороны взрослых. Чем старше школьники, тем слабее контроль: 70% учеников 9–10-ти лет и свыше 90% школьников старше 13-ти лет пользуются Интернетом, когда рядом нет родителей, учителей, других взрослых. Это увеличивает вероятность столкновения с рисками, опасными для психического и физического развития, а также возникновения Интернет-зависимостей разного рода.

Учитывая следующие обстоятельства такие как:

  • большое количество детей, находящихся в социально неблагополучных условиях,
  • их высокую уязвимость для лиц, совершающих противоправные действия с применением высоких технологий,
  • массовое проникновение Интернет-технологий в России,
  • быстроту распространения информации в сети Интернет.

Одной из важных и первостепенных задач является необходимость защиты несовершеннолетних от противоправных действий с использованием сети Интернет.

С целым рядом проблем, которые возникают в сети, детям в силу неопытности бывает трудно справиться в одиночку. Кто-то скажет — ведь если целиком оградить ребёнка от всего этого, то он окажется не подготовленным к жизни и сильно пострадает столкнувшись один на один с жестокой реальностью. Это очень опасное заблуждение. Поверьте, он в достаточной мере получит контакт с враждебной внешней средой в школе, на улице, со сверстниками и даже по телевизору.

В обеспечении мер по Интернет-безопасности образовательное учреждение должно играть ключевую роль, так как в современной школе обучение проводится с использованием информационно-коммуникационных технологий. Школа должна взять на себя главную ответственность за развитие у детей и их родителей цифровой грамотности и обучение их навыкам безопасности.

Освоение медиа-безопасности наиболее эффективно в совместной деятельности со взрослыми. Поэтому желательно привлечь родителей, представителей органов исполнительной власти, правоохранительных органов, общественных организаций.

Защита наших детей от Интернет угроз в руках нас взрослых!

Начальная школа

В рамках урока «Интернет-безопасность» в начальных классах целесообразно ознакомить обучающихся:

  • с правилами ответственного и безопасного поведения в современной информационной среде, способах защиты от противоправных посягательств в сети Интернет и мобильной (сотовой) связи;
  • как критически относиться к сообщениям в СМИ (в т.ч. электронных), мобильной (сотовой) связи, как отличить достоверные сведения от недостоверных, как избежать вредной и опасной для них информации, как распознать признаки злоупотребления их доверчивостью и сделать более безопасным свое общение в сети Интернет;
  • как общаться в социальных сетях (сетевой этикет), не обижая своих виртуальных друзей, и избегать выкладывания в сеть компрометирующую информацию или оскорбительные комментарии и т.д.

Рекомендуется продемонстрировать возможности детских поисковых систем, а также познакомить с детскими социальными сетями: Kinder-onlineОдин дневник на всю странуДеткино.

Большое значение для эффективности урока Интернет-безопасности имеет не только содержание, но и форма его проведения. Целесообразно использовать для 1-4 классов - урок-путешествие, урок-викторину, урок-соревнование, урок-игру, беседу.

В помощь учителю:

  • Урок по теме «Безопасный и полезный интернет», рассчитанный на учащихся 2--4 классов (разработан компанией МТС совместно с сотрудниками факультета психологии МГУ имени М.В.Ломоносова и Фонда Развития Интернет). Тематика и методика урока спроектированы таким образом, чтобы дать школьникам наиболее полное представление о разных сторонах использования сети Интернет — как положительных, так и отрицательных (презентация к урокуучебное видео).
  • В качестве видео заставки для классного часа или урока можно использовать мультфильм «Безопасный интернет», который разработала студия Mozga.

Для отбора содержания урока могут быть использованы следующие материалы:

Среднее звено

В ходе урока «Интернет-безопасность» в среднем звене целесообразно познакомить обучающихся:

Рекомендуется продемонстрировать возможности детских поисковых систем, а также познакомить с детскими социальными сетями: Kinder-onlineОдин дневник на всю странуДеткино.

Возможны следующие формы проведения урока: урок - пресс-конференция, урок-викторина, урок-соревнование, урок-презентация проектов, урок-практикум, урок-встреча с системными администраторами и т.д.

В помощь учителю:

1. Беседу с учащимися можно организовать по материалам презентации или видео Безопасный интернет.

2. Примерные вопросы для обсуждения круглого стола «Основы безопасности в сети Интернет»:

Работе круглого стола предшествует предварительная подготовка обучающихся по предложенной тематике. Перечень вопросов для обсуждения выявляется в результате анкетирования обучающихся. Анкетирование лучше проводить в форме анонимного опроса как на бумажных носителях, так и в электронном виде.

3. Темы для докладов учащихся могут быть следующими:

  • Правила поведения в Сети с мошенниками и злоумышленниками, или Как не стать жертвой сетевых шуток и розыгрышей.
  • Троян-вымогатель в социальной сети “ВКонтакте” или наказание для особо любопытных.
  • Клевета в Интернете.
  • Безопасные пароли.
  • Как избавиться от своих материалов, опубликованных на посторонних ресурсах.
  • Доступ к чужой переписке: правда или миф?
  • Тестирования через Интернет.
  • Как не испортить себе настроение при общении в Сети и не опуститься до уровня «веб-агрессора».
  • Как уберечь свою персональную информацию в Интернете, если вы общаетесь в социальных сетях.
  • Сетевые сообщества в играх.
  • Секты в Интернете.

4. Целесообразно выпустить классную газету или принять соглашение по безопасному поведению в Интернет (см. инструкции по работе с сервисом Dinky Page).

5. По итогам проведения урока проводится итоговое анкетирование по теме «Безопасный интернет».

Полезные ссылки:

  • Сайт интерактивного курса по Интерент-безопасности в разделе «Для учащихся» рассказы для детей 11-16 лет, а также в разделе «Тесты» (можно организовать on-line тестирование школьников 11-14 лет);
  • Сайт On-ляндия. Безопасная веб-страна в разделе «Для детей 11-14 лет» рассказы в картинках, задания и вопросы; в разделе «Для учителей» опасности в сети и поведение в сети;
  • Сайт Информационно-аналитический ресурс «Ваш личный Интернет» в разделе «Юным пользователям» - «Средние классы» подсказки и советы по безопасному поведению в сети Интернет, а также при использовании онлайн-игр и мобильного телефона;
  • Сайт федерального проекта по борьбе с мобильным мошенничеством компании МегаФон в разделах «Виды мошенничества» и «Наши рекомендации», а также советы родителям;
  • Сайт «i-deti.org» законодательство в сфере информационной безопасности и другие разделы, содержащие материалы по теме «Безопасный интернет для детей».

Старшая школа

В рамках урока «Интернет-безопасность» в старших классах целесообразно познакомить обучающихся:

Необходимо обеспечить обучающихся инструкциями по безопасному общению в чатах; советами по профилактике и преодолению Интернет- зависимости; общими правилами по безопасности детей в сети Интернет. Обеспечить обучающихся информацией о программном обеспечении, позволяющим осуществлять безопасную работу в сети Интернет, контентной фильтрации.

Возможные формы проведения урока в 9-11 классах - лекция, деловая игра, урок-презентация проектов, мозговой штурм «Интернет-безопасность», дискуссия, дебаты, встреча со специалистами медиа-сферы, системными администраторами и т.д.

В помощь учителю:

  • Перечень вопросов для обсуждения выявляется в результате анкетирования обучающихся. Анкетирование лучше проводить в форме анонимного опроса как на бумажных носителях, так и в электронном виде.
  • Примерный план-конспект урока на тему «БезОпасный Интернет» приведён в План урока 9-11 кл.
  • По итогам проведения урока проводится итоговое анкетирование по теме «Безопасный интернет».

Полезные ссылки:

  • Сайт интерактивного курса по Интерент-безопасности в разделе «Для учащихся» рассказы для детей 11-16 лет, а также в разделе «Тесты» (можно организовать on-line тестирование школьников 11-14 лет);
  • Сайт On-ляндия. Безопасная веб-страна в разделе «Для подростков» советы по безопасному общению и работе в режиме on-line; в разделе «Для учителей» опасности в сети и поведение в сети;
  • Сайт Информационно-аналитический ресурс «Ваш личный Интернет» в разделе «Юным пользователям» - «Старшие классы» подсказки и советы по безопасному поведению в сети Интернет, а также при использовании онлайн-игр и мобильного телефона;
  • Сайт федерального проекта по борьбе с мобильным мошенничеством компании МегаФон в разделах «Виды мошенничества» и «Наши рекомендации», а также советы родителям;
  • Сайт «i-deti.org» законодательство в сфере информационной безопасности и другие разделы, содержащие материалы по теме «Безопасный интернет для детей»;
  • Антивирус «Лаборатория Касперского».