История

ПРОГРАММА КУРСА ПО ВЫБОРУ « ЮНЫЙ АРХЕОЛОГ». 8-9 КЛАСС.

(в рамках предпрофильной подготовки)

 

 

АВТОР:  

КУРОПАТКИНА Т.В.,

учитель истории и обществознания МОУ   сш № 94   г.о. Тольятти, Самарской обл.

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

В связи с утверждением на старшей ступени школы системы профильного обучения ученикам в период окончания второй ступени обучения в 8 - 9-х классах приходится решать непростые проблемы: нужно сделать предварительный выбор будущей профессии, определившись с профилем обучения; решить, в каком образовательном учреждении завершать общее образование (в своей или другой школе, в профессиональном колледже или лицее и др.).

Именно предпрофильная подготовка призвана помочь выпускникам основ­ной школы сделать осознанный и обос­нованный выбор профиля обучения. Предпрофильная подготовка включает информационную и профориентационную работу. Она предполагает также из­учение учениками  8- 9 классов элективных курсов двух типов:

- предметных (направленных на рас­ширение знаний по предмету);

- ориентационных (знакомящих учени­ков с многообразием видов предметной профессиональной деятельности, при­званных помочь профессиональному самоопределению и выбору профиля обучения).

Однако далеко не все девятиклассники способны самоопределиться в течение  года. Нередко выбор ими предметов  продиктован либо мнением родителей, либо желанием учиться вместе с друзьями  в своей школе, либо ситуативным  интересом — интригующими названиями специальностей профессионального  образования.

Опыт показывает, что подготовка и ранняя специализация  способствуют более продуктивному решению проблемы профильного  самоопределения выпускников основной школы.

Школьный курс истории, по нашему мнению и по опыту, недостаточно формирует представление о профессии «историк» и смежными с ней профессиями археолога, реставратора, архивариуса, музейного работника и др. Вместе с тем, романтика, загадочность профессии археолог привлекает многих учащихся. Так, чтобы систематизировать знания об исторической археологии, помочь учащимся осознанно выбрать профессию,   расширить представления обучающихся о возможностях самореализации в направлениях профессии «историк», мною была разработана программа «Юный археолог».

Основная цель ориентационного  курса «Юный археолог» состоит в том, чтобы через организацию теоретической и практической деятельности познакомить учащихся с особенностями профессий археолога, историка, педагога, искусствоведа, реставратора, экскурсовода, архивариуса, журналиста, фотографа и других смежных профессий.  С одной стороны, помочь школьникам осознать уровень своего интереса к истории и сте­пень готовности к ее углубленному из­учению в старших профильных классах, с другой — завершить формирование уме­ний, необходимых для изучения истории на проблемно-исследовательском уров­не попробовать себя, проверить свои способности, возможности  в данных профессиях и сделать осознанный выбор. 

Задачи:

  • активизация, пробуждение интереса современных школьников к экспедиционно-поисковой историко-археологической деятельности;
  • формирование профессиональных интересов школьников к профессии историка, археолога, географа, учителя, организатора;
  • организация обучения юных археологов ведению раскопок и систематизации найденного материала, также основам реконструкции, экскурсионной деятельности, навыка составления отчетов, экспедиционных дневников, оформления научно-исследовательских работ;
  • организация экспонирования исторических находок, распространение информации об экспедиции, её результатах, об экспонировании находок, отчетов;
  • развитие интеллектуального потенциала молодежи, формирование их научного мировоззрения;
  • участие юных археологов в научно-практических конференциях различного уровня, участие в заседаниях кафедр археологии и истории ТГУ и СГПУ;
  • организация школьной экспедиции по Самарской области под патронажем кафедры истории ТГУ, имеющего лицензию на проведение археологических раскопок на территории Самарской области (социальный партнер МОУ сш №94 и данного проекта);
  • формирование социально-значимых качеств личности подростков — самостоятельность, ответственность, трудолюбие, умение преодолевать физические, моральные трудности, развитие навыков самообслуживания, эффективной коммуникации в условиях общественно-полезной деятельности;
  • обеспечение патриотического воспитания подрастающего поколения (большая и малая родина, чувство гордости за историческое прошлое нашей Родины);
  • решение проблемы подростковой «безнадзорности» в каникулярное и во внеурочное время;
  • предоставление подросткам возможности  сочетать активный отдых с образовательной деятельностью;
  • возрождение традиций создания музеев — создание археологического музея на базе МОУ сш № 94 г.о. Тольятти.

Научно-методологическими и методическими основаниями программы послужили теоретические положения и методика по теоретической и полевой археологии Д.А. Авдусина, А.И. Мартынова, Я.А. Шера, Г.И. Матвеевой, психологии и педагогики профессионального  самоопределения обучающихся Е.А. Климова, Е.Ю. Пряжниковой, Н.С. Пряжникова, методики организации предпрофильной подготовки Г.Б. Голуб, А.В. Великановой.

Предполагаемым результат обучения: в ходе реализации программы предполагается развить у учащихся:

- знания по элементарной археологии, способах и методах археологических исследований, систематизации археологических памятников, источников;

- умения и навыки: заполнения сопроводительных документов на археологические источники, описания, классификации и реконструкции археологических находок, работы со справочной и научной литературой, организации групповой исследовательской работы, применения методов наблюдения, моделирования, выдвижения гипотез, исторического анализа;

- сформированность личностных характеристик: уверенность в себе, повышение самооценки, коммуникативные, организаторские и лидерские качества, осознанность ответственного профессионального выбора;

- повышение уровня сформированности ключевых компетентностей: готовность к разрешению проблем, технологическая компетентность, готовность к самообразованию, готовность к использованию информационных ресурсов, готовность к социальному взаимодействию, коммуникативная компетентность.

Критериями эффективности программы являются (фиксируются в процессе мониторинга-наблюдения освоения учащимися программы):

-          проявление интереса к археологической науке и истории;

-          наличие положительной динамики овладения знаниями, умениями и навыками, формируемыми в ходе овладения курса;

-          наличие положительной динамики и формировании научного мышления учащихся;

-          мотивация на участие в научных конференциях, музейных мероприятиях и др.;

-          мотивация на саморазвитие и осознанное профессиональное самоопределение;

-          активность и продуктивность учеников в деятельности, как в образовательном процессе, так и внеклассной и внешкольной деятельности.

Объективными методами измерения эффективности программы служат контрольно-измерительные материалы: тесты, рефераты, практически задания, презентации, научно-исследовательские работы, статьи, художественно-творческие работы: макеты, модели, наброски, фильмы, фотографии и др., сформированность осознанного выбора учащимися профессии, подтверждаемой профессионально-психологической диагностикой.

Материально-техническое оснащение и оборудование.

Занятия могут проходить как в кабинете истории, выездные занятия проводятся на базе краеведческих музеев, кафедр истории и археологии вузов, мастерских (художетсвенных, гончарных) МОУ ДОД ДШИ «Лицей искусств» г.о. Тольятти, на базе археологической экспедиции в летнее каникулярное время.

Время проведения. Занятия проводятся в еженедельно (1 час в неделю) а также в каникулярное, либо в воскресное время.

Для реализации программы необходимо следующее оборудование:

-          компьютер или ноутбук;

-          рисовальные принадлежности, глина, клей, кисти, скребки, копировальная бумага, бумага различных форматов; степлер; скотч-лента,

-          фломастеры, маркеры;

-          записные книжки, ручки для ведения наблюдений, записей;

-          заготовленные учителем теоретический и практический материал на каждое занятие и упражнение;

-          видеокамера, видеомагнитофон, фотоаппарат, проектор.

Для проведения  практических занятий необходимы:

-          CD-диск или кассеты с записью проведения археологических раскопок;

-          инструментарий для ведения археологических раскопок и разбивки и обеспечения жизнедеятельности лагеря.

Информационная обеспеченность учреждения. В процессе освоения программы ее участникам необходимо обращаться в архивы, библиотеки с доступом как к монографиям, так и к периодическим специализированным источникам, к ресурсам Интернет, специалистам в области археологии.

Программа состоит из двух разделов, рассчитана на 36 часов.

I раздел (18 ч.) «Археология как наука» пред­полагает знакомство с наукой археологи­ей, затем — с археологическими памят­никами различных эпох на территории Самарской области, с самыми значимыми открытиями самарских археологов («Муромский городок», Городище «Лысая гора»).

Отличительная особенность препода­вания  I раздела данного курса — широкое исполь­зование активных и интерактивных мето­дик обучения. Школьники предоставляется возможность решать  позна­вательные задачи на материале  истории Самарской области и родного города; готовить мультимедийные презента­ции по истории Самары, Тольятти, выполнять мини-исследования.

II Раздел (18 ч.) «Практическая археология».

Важными составляющими содержа­ния и методики курса учебные экскурсии в Краеведческие музеи г. Самары и г. Тольятти, археологические музеи ВУЗов г., где ученики могут попробовать самостоятельно добыть огонь трением, изготовить посуду из гли­ны или дерева. Для практического знакомства с археоло­гией,  возможно посещение школьниками Тольяттинского  краеведческого му­зея, археологического музея при Тольяттинском Гуманитарном Университете кафедры истории. Возможны и выездные экскурсии, например, в историко-культурный и природный му­зей-заповедник «Самарская Лука». Но самым важным является непосредственное участие школьников в археологической экспедиции.

Данный курс изучается синхронно с курсом истории  России, что позволяет актуализировать, конкретизировать и обогащать истори­ческие знания школьников, применяя их при обращении к региональной и ло­кальной истории.

Итогом изучения курса и формой контроля могут быть тематические экскурсии, мультимедийные презентации, подготовленные школьниками, а также исследовательские работы по истории, археологии, статьи, полевые дневники, которые затем возможно  пред­ставить  на школьных, районных, городских научно-практических  конфе­ренциях  школьников.

Таким образом, курс  позволит уча­щимся  расширить свои пред­ставления об исторических источниках, археологии  и истории как науке, обогатить знания по истории, при­обрести опыт проведения и презентации самостоятельных мини-исследований по истории, опыт популяризации историче­ских знаний. Кроме того, ученики ос­новной школы узнают, что в Самаре, Тольятти  есть научные учреждения, занимаю­щиеся изучением истории на высоком, профессиональном уровне, есть учебные заведения, в которых можно продолжить образование и получить подготовку по историческим специальностям.

 

Учебно-тематическое планирование.


ур
Тема раздела, урокаКол-во часов Содержание
 
Формы
работы
 
   
                               Раздел I.        «Археология от А до Я».  18 ч.       
                                          Тема 1. Археология как наука (2ч).       
1Предмет, структура, методология и методы археологии.1 ч.Знакомство школьников с терминологией, методологией археологических исследованийЛекция   
2Становление и развитие археологии как науки.   1 ч.  
     Тема 2. Археологические памятники, источники и общие задачи их исследования (3 ч.)       
3Виды археологических памятников1 ч.Понятие археологических памятников, тафономия, погребальные сооружения, курганы, дольмены, менгиры, кромлехи, кенотафы, гробницы, мавзолеи, склепы, клады.Составление таблицы, просмотр видео фильма   
4Культурный слой и стратиграфия1 ч.Понятие культурного слоя, культурные остатки, стерильная прослойка, строительный горизонт, стратиграфия, вертикальная стратиграфия, горизонтальная стратиграфия, закрытые и открытые комплексы.Лекция, Составление схем   
5Археологические источники.1 ч.Понятие археологических источников, археологические наблюдения, археологические факты,  метод археологического конструированияСоставление сравнительной таблицы «Исторические памятники и археологические источники».   
                          Тема 3. Разведка археологических памятников (4 ч.).       
6Задачи и виды археологической разведки и их организация1 ч.Понятие археологических памятников. Этапы подготовки археологической разведки. Порядок фиксирования обнаруженных памятников. Историческая геология и её роль в археологических исследованияхРабота в группах.
Подготовка презентаций.
П/р.
   
7Основные приёмы обнаружения археологических памятников.   1 ч.  
8 Организация полевых  работ  на обнаруженных археологических памятников.   1 ч.  
9 П/Р. Оформление схемы результатов осмотра археологических памятников   1 ч.  
                                           Тема 4. Раскопки (3 ч.).       
10Подготовка и организация раскопок1 ч.Предраскопочные исследования. Сбор подъёмного материала. Пробные раскопы. Порядок описания слоёв. Составление плана пещеры.Лекция.
Просмотр фильма о раскопках Муромского городка.
 
   
11Виды могильников и основные принципы их полевого изучения   1 ч.  
12Раскопки поселений   1 ч.  
           Тема 5. Археологические часы -  датировка памятников (1 ч.)       
13
 
Как датируют археологические находки. Как проверяют реконструкции археологов.1 ч.
 
Основные методы датировки археологических памятников. Геоморфология. Литография. Стратиграфия. Палинология. Палеонтология. Палеопочвоведение. Радиоуглеродный метод. Калий – аргоновый метод. Палеомагнитный метод. Метод Герасимова М.М.    
               Тема 6. Ведение документации,  дневников полевых работ (2 ч.)       
14Как составлять акты приёма – передачи предметов. П/Р.Заполнение примерной  анкеты по атрибуции исторического источника. Фотографирование и описание археологических находок.1 ч.Посещение Краев. Музея. П/р. Заполнение примерной  анкеты по атрибуции исторического источника. Фотографирование и описание археологических находок.Индивидуальная и групповая работа.   
15.Как организовать экскурсионно – просветительную работу.1 ч.Посещение Краев. Музея.Наблюдение за работой экскурсовода, работника архива.   
                  Тема 7. Археологические памятники Самарской области (3 ч.)       
16-18.Археологические памятники Самарской области.   3 ч.Встреча с членами историко – краеведческого клуба «Рысь», со студентами – участниками археологических экспедиций.Подготовка вопросов для интервью. Составление
статьи по итогам встречи. Оформление рекламного проспекта о приглашении школьников к участию в археологической экспедиции. 
                   Раздел II.           Практическая археология (18 ч.)       
 Участие школьников в археологической экспедиции в течение 6 дней.       

В случае невозможности активной практики, возможна организация  однодневной экскурсии на место раскопок.

  

Литература.

 

  1. Авдусин Д.А. Полевая археология. – М.: «Просвещение», 1977.
  2. Голуб Г.Б. Великанова А.В. Предпрофильная подготовка учащихся: Рекомендации по организации проведению / По ред. Е.Я. Когана. – Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Фёдоров», 2006. – 160 с.
  3. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / Евгений Александрович Климов. – 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 304 с.
  4. Матвеева Г.И. Среднее Поволжье в IV – VII веках. Ильменьковская культура.
  5. Матвеева Г.И. Итоги и перспективы интенсификации научно-практической деятельности. Тезисы.
  6. Матюшин Г.Н. «У истоков цивилизации», Москва, Просвещение, 1992 г.
  7. Матюшин Г.Н. «Три миллиона лет до нашей эры», Москва, Просвещение, 1986 г.
  8. Мартынов А.И., Шер Я.А. Методы археологического  исследования. – М. Из-во «Высшая школа», 2002.
  9. Пряжникова Е.Ю. Профориентация: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.Ю. Пряжникова, Н.С. Пряжников. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 496 с.
  10. Ранов В.А. «Древнейшие страницы истории человечества», Москва, Просвещение, 1988 г.
  11. Сейненский А.Е. «Родной край. Страницы истории» (в помощь педагогу), М., Интерпракс, 1994 г.